Дзига Вертов советский кинорежиссер, который является один из основателей и теоретиков документального кино. Вертова считают ярким представителем "Украинского Возрождения" в кинематографе. При этом он первым использовал методику "скрытая камера".
Об этом сообщает портал "Локальная история".

Давид-Денис-Дзига

Давид Кауфман родился в семье еврея, торговавшего книгами в Белостоке. Имел двух братьев - Моисея и Бориса. Только Борису не пришлось менять своего имени. Поэтому впоследствии Давид стал Денисом, Моисей - Михаилом.

Дзига Вертов, фото journals. openedition
Дзига Вертов, фото journals. openedition

Накануне Первой мировой семья переехала в Могилев. Именно тогда Давид-Денис придумал себе псевдоним Дзига Вертов. После войны родители с Борисом вернулись в уже независимую Польшу, а оттуда эмигрировали дальше на запад. Денис с Михаилом поддержали "красных" и остались в России.

Сапожники кинематографа

Дзига Вертов устроился делопроизводителем в московском кинокомитете. Принимал и регистрировал кинопленки, с которых монтировали хроники – немые новости для публичных показов. Жаловался, что содержание у них всегда одно: парады и похороны.
Освоившись на работе, сам редактировал подписи и монтировал сюжеты. В 1919 году создал фильм-хронику "годовщина революции". Он имел рекордное как в то время количество копий, его повезли во все окрестности, чтобы показать людям новых вождей, таких как Ленина и Троцкого.
В 1922 году Вертов с единомышленниками создал объединение "Киноглаз". До этого выпуски новостей имели вид привычной хроники. "Кинооки" экспериментировали.

Дзига Вертов с женой Елизаветой, фото 1934 год
Дзига Вертов с женой Елизаветой, фото 1934 год

Создание лучшего Адама

В своем манифесте Дзига Вертов объявил: они – "Кинооки", а не "кинематографисты". Большинство тогдашних фильмов - копия с копии. "Кинооки" отвергали копирование. Они будут показывать зрителю явление, как выгоднее.

"Я – киноглаз, я создаю человека более совершенного, чем Адам. Я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам. Я – киноглаз. Я у одного беру руки, самые сильные и ловкие. У другого беру ноги, самые стройные и быстрые. У третьего - голову, самую красивую и выразительную. Монтируя, создаю нового совершенного человека", - говорил он.

В 1924 году вышла "жизнь врасплох". Дзига был уверен: это первая в мире попытка создать кино без актеров, художников, режиссеров, декораций и костюмов. Действующие лица не играли, а жили. В центре ленты – советская действительность. Пионеры и индустриализация – это свет. Пьяницы и карты – тьма, которую еще не успела смести революция. Автор экспериментирует и использует обратную прокрутку пленки.

Дзига Вертов
Дзига Вертов

Путь к "чистому кино"

"Почти сутки, проведены под землей, дают о себе знать. Мы очень устали. Некоторых лихорадит. Снятие происходит под непрерывным холодным душем. Кауфман спит, стоя", - вспоминал Дзига Вертов свой первый украинский фильм

Популярные статьи сейчас

Бывшая Козловского Рамина перед свадьбой втерлась в компанию Леонида Кравчука: "Будут хейтить..."

Злата Огневич заговорила о любви к себе в откровенных платьях: "Чувствовала себя свободной"

"Холостячка" Мишина отгуляла свадьбу: "Горько молодым!"

Анна Богдан оставила кольцо Миши Заливако и сбежала к Джессике из "Холостяка"

Показать еще
Его название "одиннадцатый", потому что посвящен 11-й годовщине революции в Украине. На металлургическом заводе в Каменском снимал сквозь огонь, дым, воду и угольную пыль. Он хотел, чтобы зритель увидел, как вагонетки с рудой взбираются на поверхность, высыпаются к вагонам и их отправляют прямехонько в домну. Увидел великий Днепр, его пороги и тысячи рабочих, которые пришли этим завладеть ради электроэнергии.
Следующее его произведение "Человек с киноаппаратом" - это документальное кино без подписей, сценария и актеров. Воплощение "киноглаза" и "киноправди". Часть материала Дзига отснял еще в Москве. Потом снимал Киев и Одессу. Главный герой - вооруженный камерой мужчина - отправляется в водоворот жизни.
Каждый эпизод - не длиннее десяти секунд. Городские пейзажи, прогулки. Люди плачут над могилой, лежат в больнице, рожают детей, катаются на аттракционах, курят. Балерины танцуют на пианино. Оператор стоит в кружке пива.

Дзига Вертов умер зимой 1954 года. Его творчество заново открыли в 1960-х кинематографисты французской "новой волны". Жан-Люк Годар назвал его своим учителем. Жан Руш подтвердил, что все современное кино вышло из Вертова. В 2014-м британский киноинститут назвал "человека с киноаппаратом" лучшей документальной лентой всех времен.